Соболева Светлана Карловна, воспитатель дошкольных групп МБОУ "Береговская СШ"

Мастер класс «Применение методов ТРИЗ в экологическом воспитании»

Мастер класс «Применение методов ТРИЗ в экологическом воспитании»

Подготовила: воспитатель Соболева С.К.

Цель: практическое освоение технологии ТРИЗ.

Задачи: познакомить педагогов дошкольных образовательных учреждений с теоретическими основами ТРИЗ.

Повысить компетентность в сфере инновационных технологий.

Дать представление о многообразии методов и приемов ТРИЗ.

Познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ.

Формировать желание помогать воспитанникам, развивать их творческое мышление.

Материал и оборудование:  видеопризентация, буклеты.

Ход:

У человека всё предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть 
и видеть, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо. Пусть эта встреча принесет вам радость общения, положительные эмоции и улыбки.

Здравствуйте коллеги!

Много гостей, много новостей!

Чтоб мастер-класс был веселей

Отвечайте поскорей!

Вы хотите поиграть?

Мастер-класс пообсуждать?

Вы сегодня ночью спали?

Утром встали, танцевали?

На мастер-класс вы опоздали?

Ручки и блокноты взяли?

Сколько вас всего, узнали?

На вопросы отвечали?

Это был вариант игры «Да-Нет» с элементами ТРИЗ.

1сл. Представляю мастер класс на тему: «Применение методов ТРИЗ в экологическом воспитании»

Маленький человек должен постепенно готовиться к решению различного рода задач (в том числе исследовательского, экологического плана), которые поставит перед ним жизнь, полная противоречий и проблем.

Чтобы научиться решать их, требуется сформировать определенный образ мышления, раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка.

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

На мой взгляд, одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач.

2сл. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств как мышление, гибкость, подвижность, системность, диалектичность; а с другой – поисковая активность, стремление к новизне и развитию творческого воображения.

Анализируя эти качества, я вижу портрет дошкольника, соответствующий предложенным в Федеральных Государственных Стандартах портрету дошкольника – выпускника.

3сл. Для начала давайте определимся с понятием, что такое ТРИЗ-технология?..Это одна из известных инновационных педагогических систем, созданная Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером.

Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».

4сл.  Вся работа по ТРИЗУ включает в себя  разные виды детской деятельности – игровую, речевую, исследовательскую, аппликацию, конструирование и т. д. Основным же средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не дает детям готовых знаний, а помогает ребенку самому научиться находить истину.

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей.  Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия.

5сл. Предлагая детям творческие задания, необходимо учитывать следующие дидактические принципы: 

  Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии ребенку предоставляется право выбора.

  Принцип открытости. Ребенку предоставляется возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания закладываю разные варианты решения.

  Принцип деятельности. В любое творческое задание включается практическую деятельность.

  Принцип обратной связи. Регулярный контроль за процессом освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

6сл. Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество. Что дает творчество ребенку?

- Дает возможность проявить себя.

- Стремление получать новую информацию об окружающем.

- Развивает потребность в познавательной деятельности.

- Дает возможность созидать, творить.

- Способствует развитию аналитических способностей.

- Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения. Этому помогут приемы и методы ТРИЗ.

7сл. Методы

   Метод мозгового штурма

  Метод каталога

  Метод фокальных объектов

  Метод системный анализ

  Метод морфологического анализа

  Метод золотой рыбки

  Моделирование маленькими человечками

  Метод проб и ошибок

  Мышление по аналогии

   Типовые приемы фантазирования 

8сл. ФОРМЫРАБОТЫТРИЗ в экологическом воспитании

Экологическое воспитание состоит из 4 разделов, в каждом разделе 3 задачи:

- обучающая – первоначальные сведения о природе;

- развивающая – развитие познавательной деятельности;

- воспитательная – понимание значения природы, бережное отношение к ней.

9сл. 1 РАЗДЕЛ. «МИР ВОКРУГ»

 - наблюдения, экскурсии по территории д/с и ближайшим окрестностям. Воспитание интереса ко всему, что нас окружает: создано либо природой (природный мир), либо человеком (рукотворный мир).

 2 РАЗДЕЛ. «ЖИВАЯ ПРИРОДА»

- наблюдение за животными, растениями, птицами. Развиваем интерес к объектам живой природы. Воспитываем стремление вести здоровый образ жизни в гармонии с природой.

Например, опыт «Живая ли веточка?» Внеся ветки тополя в группу, побудила интерес: живая ли веточка? Выслушав мнения детей, предложила убедиться в правильности их предположений через наблюдение. Несколько веток поставили в воду, а одну оставили без воды.

3 РАЗДЕЛ. «НЕЖИВАЯ ПРИРОДА»

 - систематизируем и углубляем представления детей о компонентах неживой природы – свет, воздух, вода, почва – как факторы экологического благополучия: все живые организмы живут и развиваются только при наличии соответствующих условий, в природе все взаимосвязано.

Опытно-экспериментальная деятельность. «Где быстрее вырастет лук?». Дает возможность детям убедиться, как важны условия для роста (свет, тепло, вода) растительному миру.

Наблюдая за неживой природой на участке д/с (состояние погоды, природные явления (снег, дождь …) очень важно закрепить знания о характерных свойствах этих явлений. Например, через игру «Хорош – плохо», «Наоборот», «Противоречия в погоде». Дети ежедневно фиксируют свои наблюдения в «Календаре погоды» по системе С.Н.Николаевой.

4 РАЗДЕЛ. «ПЛАНЕТА – НАШ ДОМ И МЫ ХОЗЯЕВА В НЕМ»

- обобщение и закрепление правил поведения в природе, нравственно-экологическое воспитание, формирование основ экологического сознания – «Мы живем на планете Земля!»

Наблюдение за трудом взрослых по озеленению территории д/с – признаки деятельности человека. Участие самих детей в уходе за цветниками в летний период, в уборке листьев осенью на участке, утепление корней деревьев зимой помогает формировать экологические знания и почувствовать каждому ребенку, что он активный участник по защите природы.

Игры «Противоречия», «Наоборот», «Хорошо-плохо», «Моделирование ситуаций», «Подсистемы и надсистемы».

Давайте поиграем….

10сл. Метод противоречия (проблемные ситуации). Этот метод помогает увидеть в окружающей действительности противоречия, научиться их формулировать и решать. Решать проблемные ситуации, находить противоречия начала с детьми младшего возраста, используя для этого варианты игры «Хорошо – плохо». Дети отвечали, что хорошо, что плохо на примере природных явлений

Хорошо- плохо"

Вы заболели  и вам пришлось уйти на бюллетень.

- Что в этом плохого? ( .)

- а что хорошего? ( .)

11сл. Системный оператор.(слайд)

12сл. Использование приема ТРИЗ «Системный оператор» позволяет рассмотреть 
объект во времени и пространстве. Регулярное использование приема (Системныйоператор)формирует у ребенка «навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление» Это очень важные навыки и стиль мышления: думая о будущем – значит не делать ошибок в настоящем, а думая о прошлом – не делать ошибок в будущем.

13сл.  Возьмем для примера предмет из бытовой техники, который  нам женщинам помогает в быту – пылесос, это будет система. И рассмотрим его прошлое, настоящее и будущее. Скажите, чем мы пользовались раньше, когда еще не было пылесоса , чтобы убрать мусор.(веник). Назовем его подсистемы.(прутья, веревочка).

Немного, но, тем не менее,  он выполнял нужную нам работу. Назовем подсистемы пылесоса (электрошнур, трубка, мешок или контейнер для сбора мусора и др). а теперь подумаем и скажем, что мы ждём в будущем, какой будет пылесос?(очень хотелось бы, чтобы можно управлять пылесосом на расстоянии, напр. прийти  после работы, а в квартире чистота и порядок.

14сл.Следующий метод:

Аналитико – синтетические виды работы

15сл. Иллюстрация картины А.А.Пластова «Первый снег».

Но сначала проведем небольшую разминку .

Игра на внимание «Уши, глаза, нос»

Я в произвольном порядке называю части тела, «отвечающие за органы чувств:  уши, глаза, нос, руки, язык. Вы должны дотронуться или показать эту часть тела. Я же могу вас сбивать, показывая неправильные варианты.

Так вот, когда мы смотрим с вами на картину, мы говорим только о том, что можно увидеть. Но ведь человек может еще и слышать, и дотрагиваться, и пробовать на вкус, и ощущать запахи… представьте себе, что вы очутились на картине. Какие, звуки вы услышали? Какие запахи  вы бы почувствовали? 

Если бы вы могли дотронуться до всех предметов, что бы вы о них могли бы сказать?

16сл. Спасибо за внимание! В рамках данного мастер – класса, ввиду регламента, я не могу познакомить вас со всеми методами данной технологии.

У меня здесь есть волшебная корзинка, а в ней подарок для вас – это буклеты с играми.
Уважаемые педагоги!
- если вы хотите идти на работу как на праздник;
- если вам нравится, когда глаза детей блестят;
- если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия;
- если вы желаете общаться с умными, думающими детьми;
- если вы хотите получить ключи к творчеству, сочинительству,
займитесь ТРИЗом.



28 января 2019 в 11:05

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.