Соболева Светлана Карловна, воспитатель дошкольных групп МБОУ "Береговская СШ"
Мастер класс «Применение методов ТРИЗ в экологическом воспитании»Мастер класс «Применение методов ТРИЗ в экологическом воспитании» Подготовила: воспитатель Соболева С.К. Цель: практическое освоение технологии ТРИЗ. Задачи: познакомить педагогов дошкольных образовательных учреждений с теоретическими основами ТРИЗ. Повысить компетентность в сфере инновационных технологий. Дать представление о многообразии методов и приемов ТРИЗ. Познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ. Формировать желание помогать воспитанникам, развивать их творческое мышление. Материал и оборудование: видеопризентация, буклеты. Ход: У человека всё предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть
Здравствуйте коллеги! Много гостей, много новостей! Чтоб мастер-класс был веселей Отвечайте поскорей! Вы хотите поиграть? Мастер-класс пообсуждать? Вы сегодня ночью спали? Утром встали, танцевали? На мастер-класс вы опоздали? Ручки и блокноты взяли? Сколько вас всего, узнали? На вопросы отвечали? Это был вариант игры «Да-Нет» с элементами ТРИЗ. 1сл. Представляю мастер класс на тему: «Применение методов ТРИЗ в экологическом воспитании» Маленький человек должен постепенно готовиться к решению различного рода задач (в том числе исследовательского, экологического плана), которые поставит перед ним жизнь, полная противоречий и проблем. Чтобы научиться решать их, требуется сформировать определенный образ мышления, раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий. На мой взгляд, одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. 2сл. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств как мышление, гибкость, подвижность, системность, диалектичность; а с другой – поисковая активность, стремление к новизне и развитию творческого воображения. Анализируя эти качества, я вижу портрет дошкольника, соответствующий предложенным в Федеральных Государственных Стандартах портрету дошкольника – выпускника. 3сл. Для начала давайте определимся с понятием, что такое ТРИЗ-технология?..Это одна из известных инновационных педагогических систем, созданная Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём». 4сл. Вся работа по ТРИЗУ включает в себя разные виды детской деятельности – игровую, речевую, исследовательскую, аппликацию, конструирование и т. д. Основным же средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не дает детям готовых знаний, а помогает ребенку самому научиться находить истину. Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной. Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. 5сл. Предлагая детям творческие задания, необходимо учитывать следующие дидактические принципы: Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии ребенку предоставляется право выбора. Принцип открытости. Ребенку предоставляется возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания закладываю разные варианты решения. Принцип деятельности. В любое творческое задание включается практическую деятельность. Принцип обратной связи. Регулярный контроль за процессом освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих. 6сл. Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество. Что дает творчество ребенку? - Дает возможность проявить себя. - Стремление получать новую информацию об окружающем. - Развивает потребность в познавательной деятельности. - Дает возможность созидать, творить. - Способствует развитию аналитических способностей. - Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения. Этому помогут приемы и методы ТРИЗ. 7сл. Методы Метод мозгового штурма Метод каталога Метод фокальных объектов Метод системный анализ Метод морфологического анализа Метод золотой рыбки Моделирование маленькими человечками Метод проб и ошибок Мышление по аналогии Типовые приемы фантазирования 8сл. ФОРМЫРАБОТЫТРИЗ в экологическом воспитании Экологическое воспитание состоит из 4 разделов, в каждом разделе 3 задачи: - обучающая – первоначальные сведения о природе; - развивающая – развитие познавательной деятельности; - воспитательная – понимание значения природы, бережное отношение к ней. 9сл. 1 РАЗДЕЛ. «МИР ВОКРУГ» - наблюдения, экскурсии по территории д/с и ближайшим окрестностям. Воспитание интереса ко всему, что нас окружает: создано либо природой (природный мир), либо человеком (рукотворный мир). 2 РАЗДЕЛ. «ЖИВАЯ ПРИРОДА» - наблюдение за животными, растениями, птицами. Развиваем интерес к объектам живой природы. Воспитываем стремление вести здоровый образ жизни в гармонии с природой. Например, опыт «Живая ли веточка?» Внеся ветки тополя в группу, побудила интерес: живая ли веточка? Выслушав мнения детей, предложила убедиться в правильности их предположений через наблюдение. Несколько веток поставили в воду, а одну оставили без воды. 3 РАЗДЕЛ. «НЕЖИВАЯ ПРИРОДА» - систематизируем и углубляем представления детей о компонентах неживой природы – свет, воздух, вода, почва – как факторы экологического благополучия: все живые организмы живут и развиваются только при наличии соответствующих условий, в природе все взаимосвязано. Опытно-экспериментальная деятельность. «Где быстрее вырастет лук?». Дает возможность детям убедиться, как важны условия для роста (свет, тепло, вода) растительному миру. Наблюдая за неживой природой на участке д/с (состояние погоды, природные явления (снег, дождь …) очень важно закрепить знания о характерных свойствах этих явлений. Например, через игру «Хорош – плохо», «Наоборот», «Противоречия в погоде». Дети ежедневно фиксируют свои наблюдения в «Календаре погоды» по системе С.Н.Николаевой. 4 РАЗДЕЛ. «ПЛАНЕТА – НАШ ДОМ И МЫ ХОЗЯЕВА В НЕМ» - обобщение и закрепление правил поведения в природе, нравственно-экологическое воспитание, формирование основ экологического сознания – «Мы живем на планете Земля!» Наблюдение за трудом взрослых по озеленению территории д/с – признаки деятельности человека. Участие самих детей в уходе за цветниками в летний период, в уборке листьев осенью на участке, утепление корней деревьев зимой помогает формировать экологические знания и почувствовать каждому ребенку, что он активный участник по защите природы. Игры «Противоречия», «Наоборот», «Хорошо-плохо», «Моделирование ситуаций», «Подсистемы и надсистемы». Давайте поиграем…. 10сл. Метод противоречия (проблемные ситуации). Этот метод помогает увидеть в окружающей действительности противоречия, научиться их формулировать и решать. Решать проблемные ситуации, находить противоречия начала с детьми младшего возраста, используя для этого варианты игры «Хорошо – плохо». Дети отвечали, что хорошо, что плохо на примере природных явлений Хорошо- плохо" Вы заболели и вам пришлось уйти на бюллетень. - Что в этом плохого? ( .) - а что хорошего? ( .) 11сл. Системный оператор.(слайд) 12сл. Использование приема ТРИЗ «Системный оператор» позволяет рассмотреть
13сл. Возьмем для примера предмет из бытовой техники, который нам женщинам помогает в быту – пылесос, это будет система. И рассмотрим его прошлое, настоящее и будущее. Скажите, чем мы пользовались раньше, когда еще не было пылесоса , чтобы убрать мусор.(веник). Назовем его подсистемы.(прутья, веревочка). Немного, но, тем не менее, он выполнял нужную нам работу. Назовем подсистемы пылесоса (электрошнур, трубка, мешок или контейнер для сбора мусора и др). а теперь подумаем и скажем, что мы ждём в будущем, какой будет пылесос?(очень хотелось бы, чтобы можно управлять пылесосом на расстоянии, напр. прийти после работы, а в квартире чистота и порядок. 14сл.Следующий метод: Аналитико – синтетические виды работы 15сл. Иллюстрация картины А.А.Пластова «Первый снег». Но сначала проведем небольшую разминку . Игра на внимание «Уши, глаза, нос» Я в произвольном порядке называю части тела, «отвечающие за органы чувств: уши, глаза, нос, руки, язык. Вы должны дотронуться или показать эту часть тела. Я же могу вас сбивать, показывая неправильные варианты. Так вот, когда мы смотрим с вами на картину, мы говорим только о том, что можно увидеть. Но ведь человек может еще и слышать, и дотрагиваться, и пробовать на вкус, и ощущать запахи… представьте себе, что вы очутились на картине. Какие, звуки вы услышали? Какие запахи вы бы почувствовали? Если бы вы могли дотронуться до всех предметов, что бы вы о них могли бы сказать? 16сл. Спасибо за внимание! В рамках данного мастер – класса, ввиду регламента, я не могу познакомить вас со всеми методами данной технологии. У меня здесь есть волшебная корзинка, а в ней подарок для вас – это буклеты с играми.
28 января 2019 в 11:05
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.