Соболева Светлана Карловна, воспитатель дошкольных групп МБОУ "Береговская СШ"
Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут на ребенка с нарушением ЗПР и речиИндивидуальный образовательныймаршрутдляребенка, имеющего задержкупсихическогоразвития 1.Общиесведенияоребенке Ф.И.ребенка. Датарождения. Психолого-педагогическаяхарактеристика. ..... посещает МБДОУ «Береговской детский сад» с февраля 2013 года. Мальчик посещает детский сад практически постоянно, болеет редко, в основном в зимний период. С детьми отношения скорее дружеские, хотя часто бывают конфликты. На замечания обижается, отворачивается, может заплакать, уединяется. В привычной обстановке детского сада, ребенок самостоятельно выполняет знакомые правила общения с взрослыми и детьми. Заходит в группу практически всегда с хорошим настроением: здоровается, прощается, обращается за помощью отдельными словами. Развитие речи. Словарный запас бедный. Речь ребенка состоит из отдельных слов. Воспитанник редко строит предложения из трех, четырех слов, использует только те слова, которые он часто применяет: «Я хочу, есть», «Моя игрушка». Дима не участвует в беседе, стараясь отвернуться от детей. У .... плохая память ,неустойчивое внимание. Он не может составить рассказ по сюжетной картинке, по набору картинок, пересказать небольшие произведения, составить рассказ по картине – называет только отдельные слова, порой даже не связанные друг с другом. Очень тяжело запоминает стихи, не может определить место звука в слове, иногда не понимает, о чём его просят. Чтобы с ребенком выучить пару строчек стихотворения, нужно приложить много усилия, порой не один день. При чтении произведений, сказок, стихов, потешек мальчик отвлекается на посторонние предметы, часто убегает, балуется. Математическое представление. Порядковый счет у ребёнка в пределах 10, считает в прямом порядке с подсказкой . Не определяет, не выражает словами место нахождения предмета по отношению к себе, другим предметам. .... не умеет ориентироваться на листе бумаги . Путает левую и правую сторону, не называет текущий день недели, путает смену частей суток, времена года. Знает основные цвета, не знает оттенки. Изобразительная деятельность. Воспитанник не проявляет интерес к произведениям искусства, эмоционально не откликается на красивое. Кисть, карандаш держит правильно. При рисовании кистью выполняет примитивные движения (рисует линии, круги). Не выдерживает направление при рисовании вертикальных и горизонтальных линий. В конце занятия, если педагог просит, ... не приводит рабочее место в порядок. Не может использовать разнообразные приёмы вырезывания, работает не аккуратно, не доводит замысел до конца. Пользуется пластилином, лепит бесформенные предметы, не передает пропорции, позы фигур. Применение комбинированного приема при лепке вызывает большие трудности, при этом у ... быстро пропадает интерес к действию. Игровая деятельность. Не выполняет правила игры. Друзей в группе нет, но принимает помощь детей группы. ... редко включается в коллективную деятельность, отказывается от интересной для всех игры, начинает бегать, отвлекаться сам и отвлекать других. Бывает агрессивен по отношению к другим детям: ломает игрушки и постройки, щипается, может ударить ребенка. Внимание характеризуется неустойчивостью, при возникновении каких-либо трудностей бросает начатое дело, занимается только тем, что ему нравится. Общая активность снижена. В деятельности часто наблюдается подражание, импульсивные поступки. Физическоеразвитие. ... физически развит, но не проявляет интереса к физическим упражнениям, избирательности и инициативы при их выполнении. Музыкальная деятельность. Не проявляет интерес к музыкальным произведениям, часто отвлекается, мешает детям. Не проявляет самостоятельности в использовании песен, но если песни часто поются (при подготовке к утренникам) поет. На утренниках ... часто возбужден, бегает, мешает детям, требует много личного внимания со стороны воспитателя в ущерб другим детям. В самообслуживании ... самостоятелен, умеет пользоваться столовыми приборами, быстро одевается и раздевается, самостоятельно чистит зубы, но не всегда замечает неполадки в своем внешнем виде, при напоминании исправить, часто упрямится. По итогам мониторинга у ребенка оченьслаборазвиты все познавательные процессы: слуховое восприятие, внимание, слуховая и долговременная память, мышление. Недостаточно сформированы все компоненты устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм). Слабо сформированы элементарные математические представления: счет до 10; временные понятия и ориентировка в пространстве. 2.Цельизадачимаршрута. Цель: · социально-личностное развитие ребёнка и оказание ему необходимой коррекционно-педагогической помощи. · коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи, · направленная подготовка к восприятию элементов учебного материала.
Задачи. 1. Формирование системы сенсорных эталонов и развитие навыков ориентировки в пространстве и во времени. 2. Обогащение знаний о предметах и объектах окружающего мира, развитие способов восприятия. 3. Развитие осязания и тактильной чувствительности, мелкой и общей моторики. 4. Эмоционально-личностное развитие ребенка. 5. Развитие психических процессов. 6. Развитие навыков коммуникации. 7. Обогащение словарного запаса. 8. Развитие связной речи. 9. Развитие артикуляционной моторики, формирование правильного звукопроизношения. 10. Формирование фонематических представлений, подготовка к обучению грамоте. 11. Формирование элементарных математических представлений. 12.Формирование интереса к занятием изобразительной деятельности. Обучать в рисовании, лепки, аппликации. Изображать простые предметы. Развивать мелкую моторику. Формы и условия работы с ребенком: – гостевые визиты во время проведения игрового сеанса детей из группы дошкольного учреждения; – установление контакта со взрослым (специалистом) в рамках игрового сеанса в структурном подразделении – включение матери в рамках игрового сеанса в целенаправленное взаимодействие с ребенком; – обучение матери способам взаимодействия с ребенком. Первый период обучения: середина сентября, октябрь, ноябрь. Развитие речи. Ознакомление с окружающим миром. Цели. 1. Расширять кругозор ребенка потеме «Осень»: труд взрослых осенью, овощи, фрукты, подготовка диких животных и птиц к зиме, подготовка природы к зиме. 2. Обогащение предметного словаря существительных по темам этого периода: овощи и фрукты, деревья, грибы, ягоды, сад, огород, человек, предметы за уходом тела, посуда, продукты питания. 3. Расширить словарь прилагательных и глаголов. 4. Образование существительных множественного числа от единственного. 5. Практическое употребление притяжательных прилагательных и местоимений мой, моя, моё в составе простого предложения. 6. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. 7. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа. Ребенок – смотрит. Дети – смотрят. 8. Составление рассказа-описания по плану. Содержание работы. • Игра «Угадай, когдаэтобывает?». • Игра «Времена года» (Лото). Игра «Времена года» (разрезные картинки) • Игра «Какой, какая,какие?» • Игра «Что онделает?» • Лото «Овощи ифрукты». Домино «Овощи» • Игра «Один -много» с мячом. • Игра «Назови ласково» с мячом. • Игра «Жадина» - моя машина, мой самовар, мое мороженное. • Игра «Какой, какая,какие» • Составление рассказа - описания по схеме или по плану: Моя любимая игрушка, моя любимая еда, рассказ о посуде и другие. Сенсорное развитие. Цели. 1. Зрительное восприятие формы. Закреплять форму предметов: круг и квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. 2. Зрительное восприятие цвета. Закреплять название цвета красный и синий, желтый, зеленый, находить их в окружающей обстановке. 3. Зрительное соотнесение размера. Учить пользоваться в речи словами: «большой», «поменьше», «побольше», «маленький», «одинаковые поразмеру». Учить пользоваться в речи словами: «высокий», «низкий», «повыше», «пониже», «одинаковые повысоте». Содержание работы. • Составление бус из геометрических фигур одинакового цвета, чередуя их: круг, квадрат, треугольник, овал, круг … • Составление бус из геометрических фигур разного цвета. • Составь бусы, меняя размер фигур от большого к маленькому или от маленького к большому. • Игра «Цвет, форма» • Игра «Разноцветное лото», лото «Цвет» • Игра «Разложи овощи (фрукты, ягоды) по цвету» • Игра «Назови красные (зеленые, желтые,синие) предметы» • Игра «Разложи предметы (овощи, ягоды.фрукты) по форме. • Игры: «Разложи фигурыпоформе»; «Найди предметы круглой (квадратной)формы. • Игры: «Найди в группе красные (синие) предметы». • Д/и «Блоки Дьенеша»: разложи по цвету; построй такой же предмет как на рисунке. Психические процессы. Цели. 1. Развивать внимание, память, общую и мелкую моторику. Содержание работы. • Игры: «Чего небывает?» (картинки «Времена года»). • Игры «Чем похожи?», «Что изменилось?» • Игра «Чего нестало?» • Игра «Сравни двапредмета» • Игра «Кубики» (из 6-9.) • Игра «Разрезные картинки» (разрезанные повертикали,погоризонталииподиагоналина4-6частей) • Учим и выполняем пальчиковую гимнастику по лексическим темам. • Учить загадки, приметы, стихотворение к осеннему празднику «Осень» • Выкладывание цифр, букв, геометрических фигур из палочек, камешек, фасоли, гороха, ниток. • Обводка по трафаретам предметов по лексическим темам. • Работа в тетради в клетку: штриховка, рисование узора по точкам, обводить клеточки и писать палочки, рисование геометрических фигур по клеточкам. Формирование мышления Цель. 1. Продолжать учить группировать предметы: по цвету (красные, синие,зеленые,желтые). По форме - (круглые, овальные,треугольные) 2. Учить заканчивать по смыслу предложения. 3. Закреплять обобщающие слова по темам. 4. Учить пользоваться предметами целевого назначения. 5. Учить составлять и угадывать описательные загадки. Содержание работы. • Игра «Сгруппируй предметыпоцвету» • Игра «Сгруппируй предметыпоформе» • Игра «Сгруппируй предметыпоразмеру» • Игра «Закончи предложение» - Я пил молоко из … (чашки); Я взял зонт, потому что … (идет дождь). • Игра «Четвертый лишний» • Игра «Что художникперепутал» • Отгадай загадку. • Игра «Назови однимсловом» • Игра «Продолжи -этопосуда-… ;этоовощи- … ;этоягоды…». • Настольная игра «Лото -магазин» • Игра «Подбери предметынеобходимыеосенью». Формирование элементарных математических представлений. Цель. 1. Учить находить один, несколько, мало и много предметов; использовать их в речи. 2. формировать умение согласовывать числительное «один» и наречия «много», «мало», «несколько» с существительными в роде, числе и падеже. 3. Учим соотносить число с количеством предметов и с цифрами в пределах 10. 4. Упражняем в счете в пределах 10, используя разные анализаторы. 5. формировать умение пересчитывать пальцы на одной и другой руке, используя пальчиковую гимнастику. 6. Закрепляем цвет, форму и размер предметов. 7. Пространственная ориентировка на столе. 8. Временная ориентировка (утро -завтрак,день-обед,вечер-ужин) . Содержание работы. • Игра «Один имного» • Игра «Найди вкомнатемногоодинаковыхпредметов» • Игра «Принеси несколькопредметов» • Игра «Покажи, какихмалопредметов» • Игра «Блоки Дьенеша» • С/Игра «Магазин» • Игра «Найди карточки с одним (до 5) предметом» • Д/У «Расставь цифрыпопорядкуначисловуюпрямую» (до 5) • Игра «Найди все цифры (1 2,3,4,5) • Игра «Найди столькопредметов,сколькопоказываетданнаяцифра» • «Чудесный мешочек» (с цифрами до 5, геометрическими фигурами и мелким раздаточным материалом). Узнать на ощупь цифру, геометрическую фигуру, отсчитать столько предметов, сколько показывает цифра.
Работасродителями
1. Вовлечь родителей в образовательный процесс, установить с ними сотрудничество. 2. Ежедневно проводить консультации о результатах коррекционной работы на занятиях и в режимных моментах. 3. Оказывать семье информационную поддержку в виде литературы и интернет ресурсов. 4. Выработать единые требования к воспитанию и развитию ребенка. 5. Активное участие в мероприятиях группы и ДОУ. 6. Консультации: «Воспитание и обучение ребенка с ЗПР в домашних условиях», 7. Беседа: «Игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома». 28 января 2019 в 11:02
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.