Соболева Светлана Карловна, воспитатель дошкольных групп МБОУ "Береговская СШ"
Родительское собрание «Наши пальчики играют»Форма проведения: практический семинар. Цель: сформировать у родителей представление о роли пальчиковых игр в развитии речи детей. Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка. План проведения. 1. Вступительный этап: *упражнение на выяснения целей «Модель трёх вопросов». 2. Основная часть. -просмотр видео с участием детей. - анализ результатов оценки развития координации движения рук малыша; - разминка «Карандаши»; - беседа с родителями; - игровое занятие родителей вместе с детьми. 3. Подведение итогов собрания: - упражнение «Спасибо». Ход собрания. Вступительный этап (Воспитатель в произвольной форме объявляет тему собрания, сообщает его цель, программу и порядок совместных действий участников семинара.) Упражнение на выяснение целей «Модель трёх вопросов». - что вы знаете по теме собрания? - что вы хотите узнать? - что надо сделать, для того, чтобы это узнать? Ребенок не говорит или говорит плохо. В каждой семье по разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два- три слова. Другие спокойно, несмотря на то что трёхлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются. Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе. Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка. Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к обучению в школе. Основная часть. Анализ результатов оценки развития координации движений рук малыша. (Воспитатель знакомит родителей с обобщенными результатами обследования координации движений рук воспитанников группы. Обсуждение полученных результатов.) Таким образом, можно сделать вывод: пока ребенок мал, не следует требовать от него слишком многого. Давайте вместе учить и развивать его в игровой форме. Разминка «Карандаши» Цель: снять эмоциональную напряженность, содействовать построению доверительных отношений, приобретению навыков межличностного общения на невербальном уровне. Материал: по 2 карандаша на каждую пару участников. (упражнение выполняется под медленную музыку. Родители стоят друг против друга на расстоянии 70 – 90 см. и пытаются удержать два карандаша, прижав их подушечками указательных пальцев.) Задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх – вниз, вперед – назад; сделать шаг вперед, шаг назад, выпрямиться; присесть, встать. Можно сжимать карандаши не указательными, а безымянными пальцами или мизинцами; можно выполнять упражнение с закрытыми глазами. Беседа с родителями Пальчиковые игры – прекрасный способ развлечь ребенка и с пользой провести время в очереди в поликлинике, во время путешествий. Но и в обычных ситуациях им чаще стоит уделять время. - Занимались ли ваши родители с вами пальчиковой гимнастикой? Приведите примеры. - играли ли вы сами с вашими пальчиками в детстве? Приведите примеры. - как вы играете с пальчиками вашего ребенка? Кант писал: «Рука – это вышедший наружу мозг человека» С помощью пальчиков передают события сказок и стихов – получаются своеобразные инсценировки. При проведении пальчиковых игр важно придерживаться принципа, который связан с возрастными особенностями речевого развития дошкольников: примерно до 3 – 4 лет дети только действуют пальчиками, а текст говорит взрослый; старшие дошкольники начинают сопровождать такие игры словами. Пальчиковые игры можно разделить на три группы: а) игры без предметов; б) игры с предметами; в) игры с использованием атрибутики. Пальчиковые игры без предметов Обычно сопровождаются стихотворениями, потешками. К ним относятся игры на загибание и разгибание пальцев рук. (Пальчик, пальчик, где ты был, «Раз, два, три, четыре, пять, хотят пальчики поспать») (пальчиковые игры в приложении) Игры с использованием атрибутики. Использование атрибутики повышает интерес к пальчиковым играм. При этом сами атрибуты никакой развивающей нагрузки не несут, они как бы украшают упражнение, делая его для ребенка более привлекательным. В качестве атрибутов можно использовать перчатки, где на каждом пальце вышиваются (приклеиваются) глаза, нос, рот или характерные для животных детали (усы, длинные уши и т. д.) Детям очень нравится использовать изображения небольших фигурок (7 – 8 см, вырезанных из журналов или открыток, старых книг. Пальчиковые игры с предметами. Любимые колпачки для пальчиков. Для этого упражнения каждому ребенку понадобятся колпачки. Их можно сделать из бумаги или срезать кончики со старых детских перчаток. Дети выполняют действия по ходу рассказа : «Жили – были пальчики. Они многое умели делать: и трудится, и веселиться. Очень любили пальчики наряжаться в свои любимые колпачки. Утром вставали и сразу колпачки надевали. Весело проходил день, а ближе к ночи пальчики уставали и ложились спать, а перед сном они снимали колпачки.» (Дети снимают каждый колпачок (шапочку) при помощи других пальцев этой же руки. Пальцы другой не помогают.) Варианты упражнений: - разрывание бумаги на мелкие кусочки и создание аппликаций. - обрывание листа бумаги. Эта работа связана с содружеством обеих рук. Желательно предлагать ребенку задание не только на произвольное обрывание, но и по контуру (геометрические фигуры, предметы, животные). - сложите бумажную салфетку вчетверо. Ребенок может выщипывать двумя пальцами полукружья со сгибов. Когда он развернет салфетку, то увидит кружевной узор. - попросите ребенка помочь вам собрать бусинки. Пусть он опускает их в коробку с маленьким отверстием. Затем он может нанизать их на нитку в определенном порядке, чередуя их по форме, цвету или величине. - предложите ребенку скатать шарики из пластилина и выложить узор или картинку. - «Волшебные спички» (составление картинок по образцу, по памяти, произвольно). Ребенок способен выкладывать из спичек простейшие геометрические фигуры. На этой основе можно создавать изображения предметов, интересных для него. Из спичек можно строить башни, домики, колодцы. Детям нравится демонстрировать свою силу. Попросите ребенка крепко сжать вашу руку, перетянуть пальцами ваши пальцы (поочередно сгибать и разгибать каждый палец). - игры на выкладывание узора (со шнурками, камешками, пуговицами, крупными семенами. - рисование по шаблону. - штриховка. - раскрашивание. - мозаика. - складывание разрезных картинок. - сложи картинки из геометрических фигур. - оригами (складывание листа бумаги в разных направлениях, изготовление поделок из бумаги.) Дидактические игры. - помоги Золушке разложить семена (сортировка крупных семян, макарон). - игры с прищепками. Для этого понадобятся прищепки разных цветов, величины, контуры солнышка, тучки, звезды, ежика, круги разных цветов. Детям надо сделать лучики солнышку, дождик из тучки, украсить звезду, составить цветок, сделать ежику иголки. Конечно, сразу много игр давать не стоит, ограничьтесь одной – двумя в день. И старайтесь найти удобное время, когда и вы, и малыш готовы с удовольствием провести несколько минут за интересным полезным занятием. Сегодня я приглашаю вас принять участие в совместном с детьми игровом занятии, которое посвящено развитию мелкой моторики рук. Игровое занятие родителей вместе с детьми. В: скажите ребята, что умеют делать наши пальчики? (ответы детей) В: Правильно! Рисовать, лепить, держать ложку, шалить. - хотите узнать, что еще могут делать ваши пальчики? Тогда мы вместе с мамами отправляемся в путешествие! 1. Самомассаж. (Дети и родители сжимают поочередно пальцы поочередно в кулак – сначала на одной руке, затем на другой.) Этот пальчик – дедушка. Этот пальчик – бабушка. Этот пальчик – папочка. Этот пальчик – мамочка. Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья. Разминание, растирание, надавливание, пощипывание ладоней. Разотру ладони сильно Каждый пальчик покручу Поздороваюсь с ним сильно И вытягивать начну. (Растирание ладоней, захватить каждый пальчик у основания и выкручивающим движением дойти до ногтевой фаланги.) Затем руки я помою (моют руки) Пальчик в пальчик я вложу На замочек их закрою И тепло поберегу. (пальцы в замок) Выпущу я пальчики Пусть бегут, как зайчики. Станция театральная. Здравствуйте, пальчики Гномики лесные! Здравствуйте, пальчики Игрушки заводные! Организация: Взрослый сидит напротив ребенка. Воспитатель показывает сюжетные пальчиковые упражнения, дети выполняют, взрослые помогают. «Петушок» Петушок стоит весь яркий, Гребешок он чистит лапкой (кисть вверх, ладонь раскрыта, указательный упирается на большой, остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх) «Гусь» Гусь стоит и всё гогочет Ущипнуть себя он хочет. (Предплечье вертикально. Кисть под прямым углом. Большой палец отставлен, остальные четыре прижаты друг к другу.) «Кошка» У кошки ушки на макушке Чтоб лучше слышать мышь в норушке. (Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.) «Рыбак» Рыбак сидит на берегу И ловит рыбу в сеть свою Раз – два- три (пауза) лови! А сейчас подарок от пальчиков для наших мам. Мамочка – мама (на каждый слог мизинцы размыкаются и смыкаются) Милая моя (тоже самое с безымянными пальцами) Мамочка – мама (подушечки средних пальцев производят те же движения) Я люблю тебя (указательные пальцы соединяются и разъединяются. При соприкосновении подушечек больших пальцев дети губами имитируют поцелуй) Станция творческая Из соленого теста родители вместе с ребенком лепят любую фигуру. Подведение итогов собрания (В конце встречи родителям и детям предлагается пожелать друг другу что – то хорошее, сказать ласковые, добрые слова.) Далее следуют решения текущих вопросов, индивидуальные беседы с родителями.
12 сентября 2017 в 08:37
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.